-1- гимнастика мозга

Страницы:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46

Гимнастика мозга / Brain Gym

Перевод книги "Brain Gym: Teacher's Edition." Paul E Dennison and Gail E.Dennison. 2010

 

Страницы Содержание
1 Подготовка к обучению
2 Гимнастика мозга - введение
3 Обзор упражнений
4 Физические навыки
5 Движение для обучения: использование упражнений
6 Поток обучения
7 Сенсомоторные маячки при выполнении упражнений
8 26 упражнений
9 Срединные движения
10 Срединные движения. Перекрестные движения
11 Срединные движения. Ленивые восьмерки
12 Срединные движения. Двойные каракули
13 Срединные движения. Алафавитные восьмерки
14 Срединные движения. Слон
15 Срединные движения. Вращение шеей
16 Срединные движения. Дыхание животом
17 Срединные движения. Раскачивания
18 Срединные движения. Представить Икс
19 Срединные движения. Перекрестные движения с подъёмом
20 Срединные движения. Энергизатор
21 Энергетические упражнения
22 Энергетические упражнения. Глоток воды
23 Энергетические упражнения. Кнопки мозга
24 Энергетические упражнения. Кнопки Земли
25 Энергетические упражнения. Кнопки баланса
26 Энергетические упражнения. Кнопки пространства
27 Энергетические упражнения. Энергетический зевок
28  Энергетические упражнения. Шляпа мышления
29                Углубление положения. Крючки
30 Углубление положения. Точки позитива
31 Растягивающие движения. Сова
32 Растягивающие движения. Активация рук
33 Растягивающие движения. Разминка стопы
34 Растягивающие движения. Гравитация
35 Растягивающие движения. Насос
36 Растягивающие движения. Заземление
37 Специальные серии упражнений для формирования отдельных качеств и умений
38 1. Самосознание
39 2. Спорт, танцы
40 3. Улучшение навыков чтения
41 4. Чтение, мышление
42 5. Устная речь, математика
43 6. Развитие навыков письма
44 7. Навыки выполнения домашней работы
45 8. Навыки быстрого чтения
46 9.  Повседневное поведение

 

Гимнастика мозга - введение

Всем известно и не вызывает сомнений польза утренней гимнастики для организма человека. Она помогает вашему телу быстро перейти из энергосберегающего режима сна в режим активного бодрствования, подобно тому как автомобилист должен сначала разогреть двигатель автомобиля, прежде чем тот сможет работать на полную мощность.
Между тем, очень многие замечали, что не только наше тело, но и наш мозг нуждается в "разогреве", настройке и подготовке к эффективной работе. Однако, если какие-то основы гимнастики для тела знакомы каждому, то почти никто не знает и не использует гимнастику для мозга. Может никто не хочет эффективно использовать свой мозг? :) .
Я этому не верю. Поэтому я решил написать этот раздел и посвятить его  рассмотрению способов подготовки и настройки нашего мозга к той или иной деятельности.

car1 strelka zar strelka car2

Прежде чем заняться настройкой мозга следует выяснить, что именно и зачем мы собираемся настраивать.
Для этого условно разделим наш мозг на 4 части: левую и правую, и переднюю и заднюю. Не вдаваясь в теоретический обзор отметим только то, что нас будет интересовать.

1. Левое полушарие мозга управляет правой половиной тела, а правое полушарие мозга - левой половиной тела. Т.е., когда мы действуем правой рукой - мы активизируем левое полушарие, а когда мы двигаем левой рукой, активизируется правое полушарие. То же самое касается ног, глаз и т.д.

2. Специализацией левого полушария является абстрактно-логическое мышление, а специализацией правого полушария - пространственно-образное мышление.

lrbrain

То есть, когда мы анализируем, считаем и говорим - более активно наше левое полушарие, а когда мы рисуем, фантазируем, танцуем и молчим - более активно правое полушарие.

3. Распределение активности между полушариями постоянно чередуется. Нашей Западной культуре и цивилизации присуща черезмерная ориентация на лево-полушарную деятельность (логика, наука, техника и т.д.). Максимальная же эффективность работы мозга (творчество, интуитивные прозрения) достигается в моменты одновременной активности обоих полушарий.

NB Существует мнение, что сразу после рождения у маленьких детей оба полушария работают с одинаковой интенсивностью, но потом в процессе развития, обучения и воспитания одно из полушарий становится доминирующим. Т.е. человек привыкает опираться в своей повседневной сознательной деятельности больше на одно из полушарий, пренебрегая вторым. При этом второе «подавленное» полушарие не прекращает свою активную работу, просто сигналы, которые оно подает не проходят фильтр сознания и отсеиваются им как несущественные. В результате доступ к сигналам и информации «подавленного» полушария почти полностью вытесняется в те моменты, когда фильтр сознания «спит», т.е. в наши сны или состояния алкогольного опьянения.

4. Активность передней части мозга - коры больших полушарий - непосредственно связана с сознанием, принятием решений и познавательными процессами.

5. Активность задней части мозга - лимбической системы - непосредственно связана с нашими эмоциями и стрессовыми реакциями. Основная задача повышения активности  задней части мозга состоит в обеспечении физического выживания организма за счет перенастройки всех систем организма в режим готовности только к двум действиям: бежать или сражаться. В ситуации стресса, когда основными целями организма является борьба или бегство - выживание, человек выбирает только самые надежные, проверенные стратегии поведения и не склонен к риску, экспериментированию, поиску новых нетрадиционных путей решения поставленных перед ним задач. Происходит снижение чувствительности нервной системы, отсев слабых, несущественных сигналов для концентрации на главном - на выживании. Однако это отрицательно влияет на способность к познавательной деятельности. При этом снижаются как показатели интеллекта, которые требуют повышенной чувствительности к противоречиям, так и показатели креативности, которые требуют повышенной чувствительности к мельчайшим изменениями, побочным деталям. Длительное и повторяющееся состояние эмоционального стресса приводит к значительному снижению мотивации к деятельности с которой он связан, например, к обучению, и блокирует положительные эмоции от процесса деятельности, негативный же опыт наоборот закрепляется.

fof1 strelka2 stress strelka fof2

Итак, исходя из вышеописанного, нашими задачами настройки и подготовки мозга к работе будут:

-восстановление связи и баланс активности между левым и правым полушарием мозга: в большинстве случаев активизация правого полушария.

- восстановление связи и баланс активности между передней и задней частями мозга: активизация передней части.

Одним из возможных способов настройки мозга является "Гимнастика мозга", которую разработали и запатентовали в США специалисты по образовательной кинезиологии  Paul E. Dennison и Gail E. Dennison под названием "Brain Gym".

Гимнастика мозга.....перейти


  
Среднетехнический факультет