СПбГМТУ
СРЕДНЕТЕХНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

-13-

Страницы:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46

Алафавитные восьмерки

Слово «алфавит» происходит от греческих слов «альфа» и «бета». Алфавитные восьмёрки – это вариант Ленивых восьмёрок, который помогает лучше справляться с написанием строчных букв. Буквы типа «альфа», например «а», мы начинаем писать от центра вверх, и закругляем их влево. Буквы  типа «бета», такие как «и», мы начинаем писать сверху вниз, по срединной линии, затем вправо и вверх.

В данном упражнении объединены движения, которые мы делаем во время письма; оно учит пересекать срединную линию без затруднений. Каждая из букв алфавита, находится на левой или правой окружности Алфавитной восьмёрки. Разделительная черта между двумя окружностями служит точкой, от которой мы начинаем или заканчиваем писать какую-либо букву. Алфавитные восьмёрки дают почувствовать различие между тем, как пишутся буквы групп «альфа» и «бета», и насколько одинаково пишутся буквы из одной и той же группы, несмотря на графические различия между ними. Большинство людей начинает писать от руки лучше, когда освоит печатание. Когда улучшается механика письма, возрастают и творческие способности.

Встаньте удобно, ноги на ширине плеч, стопы параллельны, и сделайте Ленивые восьмёрки (обеими руками одновременно, когда пальцы переплетены), чтобы активировать крупные мышцы рук, груди и спины. Теперь начните писать в воздухе каждую букву алфавита, отмечая, что «а» вы начинаете писать из середины восьмёрки, ведя линию вверх и закругляя её влево, затем вниз и вверх и снова вниз по срединной линии. А «и» вы пишете, начиная сверху, вниз по срединной линии, затем направо вверх и снова вниз. Вы замечаете сходства в написании строчных «р», «н», «п»? Если ребёнок уже знаком с алфавитом, он может попробовать написать таким образом только первые несколько букв, чтобы убедиться, что они имеет сходную графическую структуру.

8

Некоторые советы по выполнению:

  • Сначала представьте, как вы пишете буквы «а», «и» (или  те, которые представляют для вас трудности). Затем выполните упражнение и снова мысленно напишите эти буквы.
  • Всегда начинайте с Ленивых восьмёрок.
  • Сначала выполняйте упражнение с широкой амплитудой, рисуйте на доске или в воздухе двумя руками (пальцы переплетены), чтобы активировать крупные мышцы рук, груди и спины.
  • Обратите внимание, что буквы типа «альфа» начинаются с окружности наверх и влево, снова закругляются, затем линия идёт вниз.
  • Буквы в правом визуальном поле (типа «бета») мы начинаем писать от срединной лини вертикально вниз, затем вверх и вокруг.
  • Как только вы научились с лёгкостью писать буквы обоих типов в воздухе, можете попробовать делать то же самое на небольшом листе бумаги.

 

Советы инструктору:

  • Когда вы учите кого-то выполнять Алфавитные восьмёрки, встаньте лицом к ученику, возьмите его за руки и направляйте движения его рук (ваши руки при этом движутся зеркально по отношению к нему). Каждый из вас должен при этом присогнуть колени. Двигайтесь в едином ритме при написании каждой буквы.
  • Помойте ученику использовать его слуховые, зрительные, кинестетические способности, произнося вслух: «Вверх, вокруг и вниз» или «Вниз, вверх, вокруг», когда он пишет буквы.
  • Пусть ученик напишет буквы также на песке или других поверхностях, чтобы лучше почувствовать движение руки.
  • Чтобы он лучше понял графическую структуру букв, пусть сделает упражнение с закрытыми глазами.
  • Если вы работаете в группе, рисуйте каракули в воздухе, под музыку, одновременной всей группой под руководством «дирижёра». Пусть дети выполнят упражнение, не только руками, но плечами, локтями, запястьями, стопами.
  • Прежде чем начать писать Алфавитные восьмёрки на листе бумаги, в обычном прописном варианте, пусть ученик как следует закрепит их в крупноамплитудных движениях.
  • Пусть ученик напишет буквы слов, сложных с точки зрения орфографии и виде Алфавитных восьмёрок.

Это упражнение поможет развить следующие способности:

  • пересекать кинестетическую/ тактильную срединную линию, чтобы активировать оба полушария мозга и научиться письму в срединном поле.
  • распознавать и различать символы
  • периферическое восприятие

Способности  к обучению, которые это упражнение может улучшить:

  • мелкую моторику, сделать движения более точными
  • творческие (сочинительные) способности
  • каллиграфию
  • орфографию
  • письмо курсивом

Вспомогательные упражнения:

  • Активация рук
  • Вращение шеей
  • Двойные каракули

Корректируют поведение и исправляют осанку:

  • помогают расслабить глаза, шею, плечи и руки во время письма
  • улучшают способность сосредоточиться на письме
  • улучшают координацию «глаз-рука»

Немного истории:

Рисование восьмёрки на листе бумаге уже много лет используется в работе с детьми, страдающими дислексией и дизграфией. В 1974 Пол Деннисон начал использовать знак бесконечности при письме, в качестве внутренней обучающей программы в его учебных центрах, и почти сразу же включил его в более обширную программу по развитию координации «рука-глаз» и зрительных способностей в целом. На основе простого рисования знака бесконечности возникли Ленивые восьмёрки и Алфавитные восьмёрки.

 

Далее....

2010-2018