СПбГМТУ
СРЕДНЕТЕХНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

-12-

Страницы:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46

Двойные каракули

Двойные каракули – это упражнение, когда надо рисовать одновременно обеими руками в срединном поле, для того чтобы научить тело ориентироваться в пространстве и двигаться относительно его собственной срединной линии. Когда дети начинают писать буквы и числа, прежде чем у них разовьётся кинестетическое чувство, они пользуются только визуальной памятью. Как только они начинают различать «лево» и «право», они могут ощутить себя в центре, откуда идёт движение руки во время письма или рисования. Затем они понимают, что движение идёт к центру, от него, затем вверх и вниз.

Это упражнение лучше всего можно почувствовать в движении крупных плечевых мускулов. На доске или мольберте нарисуйте разноцветными маркерами одновременно обеими руками фигуры, похожие одна на другую, как зеркальное отражение. Движение рук должно идти от плеч – друг к другу, в противоположную сторону, вверх и вниз, в то время как на доске появляются занимательные фигуры.

doubledudl

Некоторые советы по выполнению:

  • Перед тем, как выполнить упражнение, проверьте, насколько расслаблены ваши глаза, шея, руки, плечи. После упражнения снова обратите на это внимание.
  • Начните рисовать обычные каракули одновременно двумя руками (можно при этом пересекать срединную линию).
  • Рисуйте на большой доске широкими движениями, глаза и шея должны быть расслаблены.
  • Рисовать таким образом геометрические формы – круги, треугольники, а также звёздочки, сердечки, деревья, лица и т.д. – это очень увлекательное занятие, когда мы делаем это спонтанно, однако оно строится на подготовительных упражнениях, расслабляющих мышцы.

 

Советы инструктору:

  • Встаньте позади ученика и помогите ему, направляя его руки, задавая им движение. Научите его делать движения от срединной линии тела, от грудины. Произносите вслух: «В сторону, вверх, к центру, вниз», помогая ему рисовать одновременно обеими руками квадраты, круги, углы и прочие формы. Пусть продолжает самостоятельно, когда научится рисовать без усилия «зеркальные» фигуры.
  • Напоминайте ему, что нужно держать голову расслабленной, не напрягать руки и глаза во время движения, обращайте внимание на процесс, а не на результат. Старайтесь избегать как положительных, так и отрицательных суждений. Поощряйте любые эксперименты.
  • Пусть ученик начинает рисовать на большой доске, а потом попробует делать это на небольшом листе бумаги, прикреплённом к стене или полу.
  • Предлагайте различные инструменты для рисования (карандаши, маркеры, мел, краски).
  • Если вы работаете в группе, рисуйте каракули в воздухе, под музыку, одновременной всей группой под руководством «дирижёра». Пусть дети выполнят упражнение, не только руками, но плечами, локтями, запястьями, стопами.
  • Сидя дети могут попробовать рисовать Двойные каракули руками и стопами одновременно.
  • Если вы работаете с детьми-инвалидами, обязательно используйте музыку или напевайте, выступайте в роли дирижёра, чтобы ученики могли следить за движениями ваших рук, когда вы работаете в срединном поле и на периферии. Чередуйте Двойные каракули и Ленивые восьмёрки, чтобы чаще пересекать срединную линию.

Это упражнение поможет развить следующие способности:

  • облегчит переход от широкоамплитудых движений к мелкомоторной работе рук
  • работать в зрительном, тактильном, кинестетическом срединном поле
  • пространственное восприятие и зрительное разграничение (правой и левой сторон)
  • периферическое восприятие
  • размывать зрительный фокус; читать бегло, по диагонали.
  • визуальное слияние (восприятие видимой «картинки» обоими глазами)

Способности  к обучению, которые это упражнение может улучшить:

  • умение следовать инструкциям
  • кодирование и декодирование письменных символов
  • помогают в изучении письма, орфографии и математики

Вспомогательные упражнения:

  • Ленивые восьмёрки
  • Алфавитные восьмёрки
  • Слон

Корректируют поведение и исправляют осанку:

  • направленность движения (налево, направо, вверх, вниз, к центру)
  • улучшают координацию движений «рука-глаз», и настраивают на точность движений рук, при выполнении какой-либо работы
  • улучшают спортивные способности и двигательные функции

Немного истории:

Специалист по коррекции зрения, Др. Г.Н. Гетман описал это упражнение в 1992 году в своей книге How to Improve Your Child’s Intelligence. Пол начал практиковать упражнение со своими учениками, поощряя творческий и игровой подход. Согласно Гетману, Двойные каракули помогают балансировать работу глаз, развивают координацию «рука-глаз», умение выполнять тонкую работу руками, улучшают зрительную конвергенцию и умение работать  в срединном поле. Мы постоянно отмечаем, что когда у ребёнка улучшается зрение, он достигает лучших результатов в учёбе.

 

Далее....

2010-2018