СПбГМТУ
СРЕДНЕТЕХНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

-5-

Страницы:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46

Движение для обучения: использование упражнений

Игра это единственный путь для проявления высочайших интеллектуальных возможностей человека.
Джозеф Чилтон Пирс

Педагоги по всему миру осознают тот факт, что академическая и физическая активность дополняют друг друга. Доказательства этого уже видны в тех школах где используют парты-конторки, стулья из гимнастических шаров, а также в традиционные уроки включаются игры, пение, упражнения. Кроме этого уже сегодня упражнения Гимнастики мозга ежедневно используются в тысячах классах.
Идея движения для обучения не означает случайного, ничем не сдерживаемого поведения. Обучение основанное на движении требует структурированных, целенаправленных движений в результате которых возникает такая взаимосвязь мыслей и действий, что возникает внутренняя мотивация учения. На самом деле всего 5 минут практики упражнений Гимнастики мозга помогает подготовить учеников к спокойному сидению за партой, внимательному слушанию и концентрации на новом материале. Упражнения также помогают эффективной интеграции нового материала в практическую деятельность.
Как вы увидите в дальнейшем Гимнастика мозга не похожа на традиционные физические упражнения, она более проста и быстра. Хотя некоторые из упражнений могут быть полезны подобно аэробике, в целом они ориентированы на развитие баланса, выравнивания и координации, а не на формирование мускулатуры или тренировку сердечной мышцы. Упражнения часто более мягкие чем традиционные упражнения, например, когда в них используются направленные движения, мелкомоторная ловкость, зрительное или слуховое внимание.

26 упражнений гимнастики мозга создают контекст для обучения через специально организованную игру. Включение упражнений в работу в классе или во внеклассные игры создает надежную, безопасную окружающую среду где ученики могут развивать чувствительность, навыки восприятия, моторные навыки, обеспечивая рост когнитивных, эмоциональных, социальных и физических качеств. При этом активно вовлекая учеников в обучение через исследование действия и баланса. Учителя и ведущие групповых занятий отметили, что выполнение даже нескольких упражнений из гимнастики мозга всего несколько минут в день увеличивает удовольствие, концентрацию и точность работы, и время, которое учитель должен обычно затрачивать на поддержание дисциплины в классе уменьшается, а время на учебную деятельность увеличивается.

Учатся не только ученики, но и учителя
Очень часто родители и учителя говорят, что их главным желанием является помощь молодым людям реализовать свой потенциал. Эффективные движения жизненно необходимы для самореализации детей и практика 26 упражнений гимнастики мозга способствует этому. Многие родители и учителя говорят, что их цель помочь детям в сфере академической успеваемости, координации или (что наиболее часто) в сфере правильного поведения. Родители искренне хотят, чтобы их дети хорошо себя вели и были ответственны, и готовы посвятить этому свое время и определенные усилия направляя их. Учителя также хотели бы тратить свое время в классе на обучение, а не на борьбу с девиантным поведением учеников.

Взрослые, которые первоначально приступают к занятиям упражнениями с таким целями, вскоре отмечают, что упражнения оказывают положительное влияние на них самих. Это влияние проявляется в различных формах: от улучшения способностей играть, расслабляться, контролировать стресс до улучшения ночного сна; от улучшения способности к планированию собственного дня до способности к разрешению конфликтов; им раскрываются различные аспекты их жизненного пути как людям, которые умеют получать радость от обучения. Такие взрослые замечают, что теперь способны лучше понимать молодых людей, учеников, проще общаться с ними, осознавать, что для них важно в каждый конкретный момент и различать то, что раньше не замечали: их потенциал и таланты.

Как бы вы не планировали использовать Гимнастику мозга: в групповой или индивидуальной работе, обязательным условием является предварительная самостоятельная практика упражнений. Наилучшим путем является сначала проверить упражнения на самом себе и убедится в их эффективности, чтобы потом уже передать свой опыт кому-то еще. Обучение – это не только наука, но и искусство. Только опытный учитель, который является своеобразной моделью по выполнению упражнений, может подготовить опытного ученика. Вы наверное замечали, что ученики неосознанно копируют поведение учителя, поэтому даже если ваши ученики не выполняют упражнения Гимнастики мозга, они ощутят положительное воздействие спокойствия, легкости, равновесия, которое исходит от учителя. Когда вы сможете передать ученикам идею, что обучение может происходить в игровой непринужденной форме, ученики быстро включаться в этот процесс.  

В дальнешейшем при описании упражнений мы будем использовать один и тот же алгоритм их описания.
замечания к ...(название упражнения)/варианты исполнения/познавательные функции и функции восприятия, которые развивает упражнение/академические навыки улучшению которых способствует упражнение/взаимосвязи положения тела (позы) и особенностей поведения/взаимосвязь с другими движениями.
Данные о взаимосвязи поведения, положения тела и академических навыков получены в результате наблюдения за тысячами учеников, а также на основе понимания взаимовлияния двигательной и познавательной активности. При этом надо иметь ввиду, что функции и взаимосвязи предложенные нами не являются раз и на всегда установленными правилами, они задают лишь направление при движении по которому могут быть сделаны новые открытия.

Будет также описана специальная последовательность упражнений PACE (ЭОАП) - в эффективности которой убедились на собственном опыте тысячи учеников и учителей по всему миру. Вы также сможете прочитать истории различных учителей и учеников, которые делятся своим опытом и впечатлениями от использования 26 упражнений. В процессе практики которых они не только улучшали учебные навыки, но и расширяли границы и преодолевали ограничения своих оценок собственных способностей и возможностей. Вы сможете разделить их радость открытия в самих себе ранее скрытых граней. Это поможет вам увидеть различные пути ежедневного использования упражнений, демонстрируя как:
обучение присутствует во других видах активности;
можно использовать отдельные упражнения и группы упражнений во время игр и развлечений;
как происходит постепенное продвижение в обучении и постановка целей для дальнейшего движения.

При описании упражнений в разделе "замечания к..." всегда будет рассмотрен маленький обучающий эксперимент. Экспериментируя хотя бы раз во время выполнения упражнений обратите внимание как движения влияют на ваше самочувствие. Начав получать удовольствие от обучения в процессе упраженений, вы будете лучше понимать обучение как процесс постепенного развития ваших способностей, который идет всю вашу жизнь.

Выбирайте упражнения следуя своим ощущениям. Каждое из 26 упражнений направленно по крайней мере на один определенный аспект движения человека, например на поворот головы. Так как тело и мышечная система человека функционирует как единая система, то вы обнаружите, что улушения одних движений часто приводит к улучшению других движений. Если вы чувствуюте дискомфорт при выполнении какого-либо упражнения, оставьте его и перейдите к другому. Возможно вам необходимо сначало проработать предварительно другую область движений, а затем вернуться снова к тем упражениям, которые вызвали дискомфорт.

Как только вы начнете практику одного или нескольких из 26 упражнений гимнастики мозга, то вы должны ориентироваться не на теоретические основы, а быть внимательным к своим зрительным, звуковым, тактильным и кинестетическим ощущениями. Тогда вы будете часто замечать быстрое положительное влияние упражнений. Для того чтобы полностью ощутить на себе глубинное влияние упражненией вам нужно выбрать наиболее понравившиеся и практиковать изх несколько раз в день в течение 6 недель. После погружения в упражнения ваши движения станут более легкими и плавными. Нужно оставаться внимательным ко всем внутренним изменениям и радоваться любым малейшим позитивным изменениям.

В данном руководстве в первую очередь будут представлены упражнения Срединные движения для сенсомоторной координации. Навыки равновесия и движения - это первое, что осваивает ребенок, они являются наиболее важными для ощущения безопасности и стабильности. Так как Срединные движения помогают развитию визуальных, слуховых и моторных навыков, связанных с чтением или письмом, то эти упражнения практикуются в первую очередь. Далее ученики могут перейти к формированию навыков ориентации используя остальные упражнения.

Иногда вам вероятно захочется выбирать упражнения в произвольном порядке без оглядки на описание связанных с ними навыков и действий. Такие моменты спонтанных творческих действий просто ради удовольствия являются важным элементом гимнастики мозга.

Замечание:
Существует множество вариантов практики 26 упражнений гимнастики мозга. По мере того как вы будете все лучше и лучше осваивать упражнения вы можете использовать следующие вариации:
1. Использование четырех упражнений ЭОАП как способ подготовки себя к учебной деятельности или как способ отдохнуть и сбросить напряжения, избавиться от стресса.
2. Последовательное изучение и выполнение всех 26 упражнений в последовательности данном в этом пособии.
3. Выполнение упражнений, которые вы видите на случайно открытой странице данного пособия.
4. Выполнение упражнения, которое приносит вам удовольствие и пользу, а затем дополнение его другими упражнениями из той же группы упражнений.
5. Выполнение одной из четырех групп упражнений в течение нескольких недель для достижения какой-то конкретной поставленной вами цели.
6. Работа над конкретными навыками с помощью серий упражнений описанных в разделе Гимнастика мозга во время игр и работы.
7. Комбинирование упражнений с играми, музыкой, пением как описано в соответствующем разделе данного пособия.
8. Выбор по оглавлению пособия любого интересующего вас в данный момент упражнения. 
9. Использование данных в этом пособии приемов развития осознания сенсомоторных актов, по мере изучения упражнений. 

 

Дальше

2010-2018