СПбГМТУ
СРЕДНЕТЕХНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

-4-

Страницы:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46

Физические навыки, связанные с обучением, которые развиваются с помощью гимнастики мозга.

Помимо развития общей координации движений и улучшения сенсорной интеграции, гимнастика мозга способствует развитию физических навыков непосредственно связанных с успешность концентрации, организационных и коммуникативных навыков. Для учеников младшего возраста выполнение упражнений способствует их физическому развитию, а также способствует успешности в различных предметных областях, включая рисование, музыку, театр, освоение школных предметов из разных областей науки, арифметику, языки. Так как все школные навыки начиная с простого счета представляют собой определенное взаимодействие человека и предметного физического мира вокруг него.

Следующие физические учебные навыки тренируются и развиваются в процессе практики 26 упражнений гимнастики мозга:

Навыки Организации/Стабилизации

с точки зрения комплексного развития двигательных навыков:

- осознание собственного центра массы в положении сидя, стоя, во время хотьбы
- поддержание устойчивого равновесия и ориентации в положении сидя, стоя и во время хотьбы 
- осознание симметричности и ассиметричности движений
- установление срединной линии в грудной клетке как опорной оси для направленного движения, построение позы тела в процессе пересечения визуальной/звуковой/тактильной/кинестетической срединной линии (срединная линия является отправной точкой для движений вверх, вниз, вперед, назад - движений, необходимых для чтения, письма, счета)
- различение между горизонтальными и вертикальными планами (например, для чтения, письма, вычислений)

с точки зрения эмоциональных/социальных навыков:

- раскрепощенное дыхание и чувство физического равновесия для самоуспокоения
- способность к контролю импульсивности, усидчивости, следованию правилам
- способность находить общий язык/входить в контакт с другими
- согласованность вербального и невербального самовыражения
- понимание взаимосвязи вербальной и невербальной информации в процессе общения
- осознание и уважение личного пространства человека
- способность использовать креативность и воображение в активных играх

Навыки Управления вниманием (концентрации)/Участия

с точки зрения крупной моторики (и как базы развития мелкой моторики):

- проприоцептивное осознание для пространственного картирования и телесного образа
- интерпретация направлений в пространстве
- устойчивое внимание (централизованное зрение, динамическое расслабление, навыки смотрения)
- способность переводить фокус зрения с близких на дальние объекты (от парты на доску)
- подвижность плечевого пояса (для эффективного движения руки, пальцев кисти, и облегчения письма)
- зрительная/звуковая/кинестетическая/тактильная конгруэнтность (ритмическая интеграция зрительных, звуковых, тактильных и двигательных ощущений)

Навыки коммуникации/обработки информации

В сфере координации глаза и руки:


- координация рук, ловкость как подготовка для рисования и письма. 
- установка ведущего полушария и руки.
- координация рука-глаз (тактильное или кинестетическое управление движением глаз)
- координация глаз-рука (зрительное управление движением рук)
- координация движения глаз и головы (глаза двигаются независимо от движения головы)
- координация глаз-рука-тело (стабильное центрирование как основа ловкости и бинокулярного зрения)
- навыки держания ручки и письма
- возвратно-поступательные движения кисти и пальцев для точного письма
- двусторонняя интеграция для бинокулярного зрения, слуха, и ведущей руки для письма

В сфере зрительных навыков:


- централизованное зрение для активности в срединной зоне (например, для чтения, письма, произношения и вычисления)
- восприятие формы, массы, громкости и движения
- осознание размера и перспективы (осознание отдельных объектов и их пространственных отношений)
- навыки смотрения, чувствования и визуализации для символического мышления и как основа для отбора и представления информации
- слежение, просмотр и сканирование (как в процессе чтения)
- визуализация (образная память) в связи с звуковой и кинестетической памятью (для произношения, расчетов и сочинения)

В сфере слуховых навыков:

- чувство ритма и синхронности (для моторной координации и речи)
- построение речи и языковой репертуар
- речевая артикуляция
- способность к повороту головы во время прислушивания для точного определения источника звука
- ритмичное движение и моторные цепочки как база для развития речевых шаблонов
- слуховое распознавание речевых фонем
- способность к распознаванию фонологии разговорного языка: интонации, громкости, акцента, ритма
- разговор с самим собой или тихая речь

Признаки того, что определенные физические навыки недостаточно развиты


Резюмируя можно сказать, что основной предпосылкой образовательной кинезиологии является положение о том, что в процессе раннего сенсомоторного развития формируется двигательная карта (одним из путей ее развития является практика 26 упражнений гимнастики мозга) для облегчения ориентации и чувства безопасности. 
В свою очередь развитие навыков физического движения является поддержкой познавательных функций. 
Следующие характеристики могут служить индикаторами у детей школьного возраста того, что определенные физические навыки недостаточно развиты:

В области поддержания равновесия:

 
Неспособность сидеть прямо на стуле с головой центрированной относительно бедер, распределением веса относительно бедер с ногами ровно стоящими на полу
Избегание позы стоя или утомление в положении стоя
Наклон головы вперед или опускание подбородка в положении сидя или стоя, загнутый копчик, плечи развернуты внутрь, спина слишком неустойчивая, бедра или плечи неравномерно развернуты или не на одном уровне.
Сложность с балансом, невозможность устоять на одной ноге
Перепутывание верха и низа или внутреннего и внешнего
Черезмерно напряженные, хаотичные, гиперактивные движения, рассеянность
Ночное недержание ночи после 6 лет
Необычное напряжение или слабость мышц
Сложность с контролем импульсивности

В области передвижений:

 
Короткая длина шага или шарканье
Избегание ходьбы
Недостаточность взаимного размаха рук необходимого для кросс моторной координации
Неспособность подпрыгивать, скакать, прыгать
Сложности отличия левого от правого
Недостаток общей гибкости
Мышечные боли
Неразвитое чувство времени или дистанции

В области сенсомоторной координации:

 
Ловкость
Неспособность завязать шнурки на ботинках, застегивать пуговицы или использовать ножницы
Неспособность к устойчивому удержанию авторучки и взаимной координации пальцев руки
Избегание рисования, письма
Напряжение шеи или трудности, возникающие при повороте головы
Чтение вслух механически без понимания
Неспособность детей старше 7-ми летнего возраста думать про себя без произношения слов вслух

 

Далее......

2010-2018