СПбГМТУ
СРЕДНЕТЕХНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

-3- гимнастика мозга

Страницы:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46

Энергетические упражнения и упражнения Углубления положения.

Применение этих упражнений в школе помогает ученикам в самоорганизации и контроле собственных движений.

Человеческому телу свойственно вертикально центрированное положение. Энергетические упражнения направлены на способность ощущать собственный центр тяжести при пересечении центральной линии тела, разделяющей его на верхние и нижние части, или при поворотах налево, направо относительно центральной оси тела. Они способствуют навыкам поддержания равновесия. Свобода движений в произвольном направлении (что важно для чтения, письма и арифметики) зависит от степени центрирования тела. Правильное центрирование/выравнивание означает, что кости тела распологаются так, что мышечная система находится в наиболее оптимальном состоянии для движения. Правильное выравнивание, с точки зрения мышечной системы, означает: уменьшение лишней нагрузки в суставах, хрящах, сухожилиях и связках, и уменьшение неврологической спутанности. Это также приводит к лучшему снабжению всего организма кислородом, улучшению моторных навыков. Все это является здоровой основой когнитивных функций.

Именно поэтому длительный эффект статического положения, в котором обычно находятся школьники в классе, вынужденные подавлять сигналы, которые посылают их тела и привыкающие сидеть в неудобной неподвижной позе, часто приводит к неспособности удерживать внимание, затрудению с освоению языков, активному участию в процессе обучения. Неправильная поза не дает ученикам выйти из круга стресса, соревновательности и механического запоминания. Энергетические упражнения могут быть использованы для компенсации вредного воздействия статичных поз, помогая восстановить баланс, центрировать и выровнить тело, вернуть ощущение положительного самочувствия.

Вторая часть этой группы упражнений - Углубление положения направлено на компенсацию таких последствий стресса как импульсивность и рассеянность. Упражнения помогают развитию способностей к самоконтролю, самоуспокоению, взаимодействию с окружающими, т.е. к переживанию и выражению эмоций, управлению желаниями, осовобождению от иррационального страха и стрессовой реакции бежать или сражаться. Даже травмирующие воспоминания могут уходить в процессе расслабления при практике упражений. Много учащихся испытывают затруднение с планированием и постановкой целей, переходу от информации к действию, как результат эмоционального стресса. Упражнения Углубления положения - естественный, здоровая альтернатива напряжению и беспокойству. Многие препятствия в обучении могут быть преодолены путем этих упражнений.

Centerbody

Растягивающие упражнения: взаимодействие пространственного и направленного внимания

Эти упражнения можно использовать для того, чтобы помочь расслабить, отпустить напряжение и увеличить степень подвижности мышц конечностей, которые оказались перенапряжены и зажаты в результате длительного нахождение в сидячем положении. Они показали свою эффективность при применении для подготовки спротсменов групповых видов спорта, позволяя размять и разогреть мышцы, увеличить остроту как направленного,так и распределенного внимания. Обучение тесно связано с управлением вниманием, академическая успешность требует как автоматизиорванного пространственного внимания свойственного детям, так и напрfвленного внимания, развивающегося в процессе взросления.

6 растягивающих упражений подготавливают внимание учеников, которое неоходимо для высшей мыслительной деятельности. Многие ошибочно полагают, что внимание может быть только направленным  на решение той или иной задачи, в то время как нейрофизиологи доказал существование двух тесно переплетенных видов внимания. При этом ведущую роль играет не направленное внимание, а внимание на пространственной ориентации и сенсорном восприятии, которые формируют контекст в котором уже действует направленное внимание. Эта форма внимания включает базовые элементы движения и физических навыков, которые обычно воспринимаются как само собой разумеющиеся: сохранение положение сидя, удержание книги или движение глаз в процессе чтения с одновременным осознание того, что происходит в это время в комнате. Успешное обучение должно всегда включать внимательность к пространственной ориентации и сенсорному восприятию, на которые и направлены растягивающие упражнения.

Внимание - это всегда чать процесса поиска порядка и структуры. Для мозга и нервной системы безопасность всегда является приоритетом. Двигательные рефлексы самосохранения, направленные на пространственную ориентацию, являются мгновенным ответом на сигналы от органов чувств. В идеале, потребность ученика в безопасности должна быть полностью удовлетворена, чтобы уверенность и чувство порядка были фоном на котором ученик принимает решения,  на котором естественном образом проявляется направленное внимание и функционирует кратковременная память. Вытягивание мышц позволяет освободить и направить внимание учеников на предмет, который они изучают.

Часто в традиционном обучении усилия учителя направлены на развитие направленного внимания за счет подавления сенсомоторных способностей. Хотя именно органы чувств отвечают за чувство безопасности ученика и в конце концов определяют возможность проявления направленного внимания.

Концентрация (направленное внимание) требует как способности к движению назад (чтобы отойти и увидеть картину в перспективе), так и к движению вперед (для осуществления действия). Недостаточная мышечная чувствительность и развитость двигательных навыков связана с неспособностью к самовыражению и низкой обучаемостью. Такие ученики могут внезапно замыкаться в себе, кажутся неспособными сконцентрировать внимание, у них задержки речевого развития, сложности с пониманием. При этом у некоторых учеников возникает мышечная компенсация выраженная в виде напряженных поднятых вверх плечей, сутулости, опущенной вперед головы. Другим способом компенсации недостаточно развитого мышечного тонуса и двигательных навыков может быть черезмерная умственная концентрация и сверхусилия.

В основе всех двигательных реакций лежит работа проприорецепторов -  чувствительных нервных окончаний, расположенных в опорно-двигательном аппарате. Проприорецепторы представляют собой сложную сеть нервынх волокон и выполняют роль обратной связи для управления состоянием мышц в процессе движенияи поддерания равновесия. Они реагируют на малейшие изменения состояния мышц постоянно снабжая центральную нервную систему информацией о напряжении или расслаблении мышц и позволяя гибко управлять мельчайшими движениями глаз, кистей, пальцев рук.

stretching

 

Растягивающие упражнения позволяют активизировать проприорецепторы, правильной работе которых мешает стресс, длительное нахождение в сидячей позе, неподвижность. Они восстанавливиют подвижность мышц, чтобы они могли полноценно учавствовать в процессах визуального и звукового восприятия.

В процессе развития навыки управления вниманием и движением становятся основой для более сложных двигательных навыков, требующих ловкости и тонкой двигательной координации. У дететей во время игры расслабленное направленное внимание приводит к развитию перспективного и переферийного внимания. В свою очередь переферийное внимание создает среду для проявления направленного внимания.

Срединные упражнения: механизм коммуникации и обработки информации

Например, если вам нужно письменно изложить свои мысли, но вы не можете начать, чувствуете затруднения, то выполнение срединных упражнений позволяет почти мгновенно найти нужные мысли и идеи. Одинадцать срединных упражнений направлены на координацию левосторонних и правосторонних функций мозга, которые необходимы для академической успеваемости. Так как большинство учителей уделяют основное внимание развитию левосторонним умственным функциям, отдавая на волю случая развитие правосторонних сенсомоторных функций, то срединные упражнения являются необходимыми для поддержания моторной ловкости, визуальной координации и активному слушанию. Освоение навыков пересечения срединной линии тела и работы в срединной зоне приводит к освоению процессов восприятия и обработки линейно упорядоченной слева направо и справо налево символической информации, что необходимо для академической успеваемости. И, соответственно,  неспособность к пересечению срединной линии часто связана с неспособностью корректно воспринимать визуальную, звуковою и символическую информацию, что приводит к ошибкам в узнавании слов и дисграфии.

Чтение, письмо и счет в идеале происходят парой глаз и парой рук в срединной зоне, с постоянной слуховой координацией интонации и значения. Срединная зона, в которой происходит пересечение визуальных сигналов от правого и левого глаза, это область обработки символической информации, необходимой для общения, обработки информации и большинству других процессов в которых задействована кратковременная память. И звуковая и визуальная память связаны с развитием внимание и легко поддается научению. Кратковременная память зависит от скорости переключения звукового и визуального внимания и от речевого повторения линейной, лингвистической информации. Выполнение упражнений двумя руками особенно полезны, так как любые операции руками или глазами производятся в срединной зоне. Без развития навыков эффективной и  комфортной работы в срединной зоне у ребенка будут затруднения с концентрацие глаз на отдельных словах в процессе чтения. Потому что только с помощью слаженной работы обоих глаз можно достичь необходимой глубины визуального восприятия в срединной зоне, в которой разворачиваются сначала игры ребенка, а потом и чтение с письмом.

 Срединная зона также связана и со звуком, так как разнесенные друг от друга уши позволяют точно определить положение источника звука только в серединной зоне, где одновременно обрабатываются сигналы от каждого уха. Когда источник звука находится строго прямо или сзади человека он неосознано поворачивает или наклоняет голову тем ухом, которое более тонко различает звуки, чтобы более точно определить источник звука. Новый, неизвестный язык, который пока только изучается, сначала воспринимается !разговорным ухсом!, а затем, когда он становится более знакомым, то уже ухом, ориентированным на тональность звуком. Любое напряжение или стресс в мышцах шеи может мешать нормальному функционированию тонкого механизма слышания и распознования звуков. 

Одним из важных открытий, которое сделали педагогические кинезиологи, явилось то, что многие ученики активно избегают  срединной зоны, стараясь использовать монокулярная зрение, слышание приспосабливая мышечный аппарат для сидения и смотрения, слушания. Они могут закрывать один глаз, наклонять голову, сутулиться, чтобы блокировать нечеткие сигналы рассинхронизированных визульных или звуковых полей. Эти компенсаторные действия затем закрепляются и, по мере взросления, становятся двигательными привычками и проиводят к различным негативным эффектам в виде стресса, проблем с ясностью мышления, зрительными и слуховыми навыками и общем самочувствии. 

Движения развивают навыки организации, участия в групповой деятельности и общения.
Многие первоклашки еще не имеют достаточно двигательного игрового опыта, для комфортного нахождения в сидячей позе и концентрации и переключении внимания как между объектами внутри комнаты, так и расположенными на листе бумаге. Практика Гимнастики мозга помогает им развить устойчивость положения тела, пространственную ориентацию, двигательные навыки, мелкую моторику, сформировав таким образом карту движений, позволяющую ориентироваться во взаимоотношениях с людьми и предметами окружающей среды.
На этой карте проложены различные пути и дороги, отражающие опыт ученика, по которым он может "передвигаться", развивая свои физические навыки для подготовки к исследованиям, занятиям, запоминанию. Эти пути являются сложными двигательными навыками, такими как сохранение правильного положения сидя для концентрации внимания, плавные движения головы для слушания и запоминания, движения глаз слева направо для чтения, удержание ручки или карандаша одновременно со слежением глазами за процессом письма, слежение за характерными повторениями, как предпосылки овладения символами языка. Эти физические навыки являются постоянной поддержкой процессов пространственной ориентации для направленного внимания в ближней зрительной зоне. В идеале эти ориентации должны развиваться до или одновременно с навыками мелкой моторики, на развитие которых направлены Срединные движения гимнастики мозга. Практика 26 упражнений гимнастики мозга приводит к развитию выше описанной двигательной карты и соответствующие двигательные навыки автоматизируются и становятся естественной привычкой.
Использование гимнастики мозга может дать ученикам заново войти в контакт с собственным движением и подготовить их физическое тело к процессу обучения. Постоянная практика приводит к более глубокому осознанию движений, обогащению сенсорной информации, что позволяет ученику чувствовать уверенность и безопасность высвобождая энергию для направленного внимания. Так как для эффективного использования направленного внимания и процесса принятия решений необходимо, чтобы ученик ощущал себя в эмоциональной и пространственной безопасности, и был открыт для риска и нового опыта. 
Успех образовательной кинезиологии определяется удивительным фактом взаимосвязи и мгновенного перехода новых физических навыков в умственные способности.

Срединная линия и срединная область/зона. (термин был предложен в 1987 году Paul E.Dennison)

Integlearn

Пересечение серединной линии тела и действие в срединной зоне являются ключевыми навыками в обучении. Все движения регулируются с помощью чувства равновесия. Недостаток равновесия может также влиять на устойчивость в положении сидя, и даже, при внешнем физическом здоровье может возникать неустойчивость при выполнении таких простых двигательных актов как ходьба или поддержание положения стоя. В идеале, широко развитые базовые моторные навыки являются тем фоном, который обеспечивает постоянную подпитку и поддержку направленного внимания. Недостаточное же их развитие приводит к рассеиванию внимания.

Многие люди используют для поддержания вертикального баланса визуальные ориентиры. Однако 26 упражнений гимнастики мозга, особенно упражнение перекрестное сплетение, со своей стороны обеспечат проприосептивную поддержку баланса. Срединная линия также является ориентиром для навыков мелкой моторики движения вверх, вниз, налево и направо, и для легкого распознования символов (букв или цифр).
Срединная зона/область - это область где происходит идеальное взаимодействие двух глаз, ушей и рук для выражения и понимания устной и письменной речи.

 

Далее......

2010-2018